ОБЗОР ИГРЫ SUBMERGED
21 Авг 2015 426 0
Какие компоненты нужны для действительно душещипательной и слёзовыжимательной истории? Конечно же, дети — в первую очередь. Детям сочувствуют все. Кроме того, неплохо подойдёт какой-нибудь апокалипсис. Хорош, например, зомби-апокалипсис, как в The Walking Dead или The Last of Us, но и всемирный потоп, как в Submerged, тоже может послужить «рыдательным» целям, если в сюжете будут беззащитные и несчастные несовершеннолетние, вынужденные выживать в жестоком мире.
С одной стороны, на разработчиков Submerged вполне можно было возлагать определённые надежды: Uppercut Games уже успела выпустить небезынтересную серию Epoch для мобильных устройств — как раз таки в рамках постапокалиптического сеттинга. С другой стороны, обе Epoch были шутерами с акцентом на геймплейную сторону дела. Новое творение студии — проект совсем иного толка.
В затопленно-полевых условиях
Девочка-подросток с мальчиком поменьше на руках высаживается на берег странного полузаброшенного сооружения, напоминающего старинный храм. Младший ребёнок стонет, кашляет и страдает от раны в области живота. Старшая сестра оставляет его на скамейке в «храме» и снова садится в свою лодку, чтобы отправиться в путешествие по бескрайнему океану, посреди которого торчат верхушки небоскрёбов, обломки моста, часть когда-то гигантского колеса обозрения…
Девочка плавает от здания к зданию, вылезает из лодки там, где есть возможность пришвартоваться, и начинает карабкаться по выступам на стенах или по зарослям плющеподобного растения, чтобы добраться до разбросанных тут и там припасов. Где-то находится бинт, где-то — немного воды или еды. Всё найденное отважная путешественница приносит брату: ему нужнее. Однако пустые небоскрёбы скрывают в себе не только ресурсы для выживания: повсюду обнаруживаются книги, способные пролить свет на прошлое некогда гордого мегаполиса, от которого теперь остался только торчащий из воды остов. Если история семьи героев открывается перед нами автоматически по мере прохождения, то сведения о городе приходится добывать, чередуя роль капитана плавсредства с ролью ловкой обезьянки. Без ящиков с медикаментами или пищей мы категорически не сможем продвинуться вперёд. Фрагменты местных «летописей», напротив, можно искать или не искать — как нам больше захочется. Правда, без поиска секретов наше времяпрепровождение в игре становится совсем уж печальным.
По газонам не прыгать!
Геймплей Submerged мы, в сущности, уже описали выше. Здесь нет врагов, не предусмотрены сражения, отсутствуют загадки. Игровой процесс как будто бы посвящён чистому исследованию, но чтобы до чего-нибудь доисследоваться, нужно сначала долго и нудно лезть на вершину каждого здания по обломкам карнизов и водосточных труб. Внутрь заходить нельзя — двери и окна не открываются. Прыгать героиня не обучена, свалиться вниз не может по определению и даже по тонким досочкам, висящим над пропастью, передвигается с автоматической «страховкой» искусственного интеллекта. То есть вся условно-«сухопутная» часть прохождения — это некий бесконечно повторяющийся набор действий, в которых нет, с одной стороны, никакой сложности, а с другой — никакой интересной контентной составляющей. Вот и получается, что первые два раза мы забираемся на очередной затопленный небоскрёб с интересом и предвкушением, а оставшиеся много раз уже боремся со скукой, спрашивая себя, ради чего нужно было делать процесс подъёма таким муторным и одинаковым из раза в раз.
С «морской» частью путешествия дела обстоят не то чтобы заметно лучше. В компьютерной версии управлять лодкой необычайно неудобно: она неповоротлива, не всегда вообще реагирует на нажатия клавиш и постоянно бьётся о близлежащие объекты без какого-либо ущерба для себя. Очевидно, построено это рыбацкое судёнышко из титана, иначе непонятно, почему оно не пробивается, не переворачивается и спокойно переживает столкновения с огромными рыбинами, облюбовавшими местную акваторию. Время от времени мы находим среди плавающих обломков «бусты» — ускорители, которые позволяют передвигаться по воде чуть быстрее. Но радостнее от этого не становится: спешить нам некуда, карта небольшая, за лодкой никто не гонится, и вообще проблемы пустых пространств здесь как раз нет. Есть проблема с управлением, которую ускорение, разумеется, не решает.
Впрочем, ладно. Все мы знаем, что исследовательские игры как бы «не про геймплей» вообще. Здесь главное — сюжет, атмосфера и, конечно же, слёзовыжимательные способности, раз уж речь идёт про детей на фоне апокалипсиса.
Шумерзкие письмена
Поначалу кажется, что как раз по части атмосферы разработчики из Uppercut Games оказались на высоте. Постапокалиптическая картинка получилась вполне достойной: с фантазией, выдумкой и умелым использованием масштабирования. Когда крохотная девочка на маленькой рыбацкой лодчонке проплывает мимо гигантской статуи, подозрительно напоминающей Статую Свободы, это действительно как-то впечатляет.
Вот только история, поданная пиктограммами наподобие протошумерского письма, кажется не столько стильным ходом, сколько желанием сэкономить на труде сценаристов. Натыкаясь на очередную секретную зону, мы вроде бы находим книжки, но «прячется» в них не текст, а очередная схематичная картинка — довольно-таки невыразительная, к слову. В точно таких же пиктограммах раскрывается и печальное прошлое семьи, из которой происходят мальчик с девочкой. Далеко не всё из этого «живописного» рассказа понятно, а что понятно, то не слишком трогает.
Низаплакать
Здесь-то и закопана основная проблема Submerged. Игра «про атмосферу» и «про исследование», как правило, рассчитана на эмоции. Пусть не на слёзы, о которых мы писали выше, но хотя бы на сочувствие героям, тревогу за них или желание узнать, чем всё закончится. Детям из Submerged невозможно сочувствовать: их характеры абсолютно непонятны, они совершенно не проявляют свою индивидуальность, им ничего не угрожает, и даже вполне приятный меланхоличный саундтрек не может заставить нас душевно проникнуться слишком уж простым повествованием о девочке в поисках лекарств для больного брата. В какой-то момент главная героиня явно подхватывает местный вирус и начинает планомерно зеленеть — вот тут-то бы и поволноваться за неё, но почему-то не получается. Может быть, дело в том, что «озеленение» кожных покровов более ни в каких страданиях не выражается? Или в том, что нам к этому моменту уже в принципе неинтересно, что произойдёт с заботливой сестрёнкой?
Но хуже всего, конечно, концовка — смятая, не во всём логичная и в то же время неприятно предсказуемая. На фоне откровенно слабого финала даже скромная графика и весьма подозрительная анимация как-то меркнут.
Ах да, сомнительное качество картинки не мешает игре даже на хорошем компьютере «подвисать» при загрузках новых областей на ни разу не огромной карте. Попытка выбраться куда-то за пределы этой карты прогнозируемо упирается в невидимые границы.
Игры, посвящённые исследованию, в последнее время явно набирают популярность, особенно в инди-сегменте. Причина понятна: для их создания как будто не требуются ни сложные ролевая и боевая системы, ни набор загадок для решения, ни вообще какая бы то ни было игровая механика. Есть история, есть набор локаций, по которым можно разбросать эту историю в виде дневниковых записей, например, — и всё. В сущности, ничего больше не нужно.
Вот только на самом деле создать интересную игру-исследование, которую не захочется бросить через полчаса после начала, пожалуй, даже сложнее, чем «наваять» очередной шутер или RPG. В Uppercut c этой задачей справиться не смогли.
Плюсы: атмосфера затопленного города; небезынтересная идея в основе; неплохой саундтрек.
Минусы: простенький сюжет; скучный и однообразный геймплей; картонные персонажи; скромная графика; скверная оптимизация; неудобное управление.
Похожие статьи
Просмотров: 426 | Добавил: GoodOfWar | Рейтинг: 0.0/0 Пожаловаться на материал Добавить в закладки
Сохраните в социальную сеть:
Всего комментариев: 0 | |