Торпедоносцы
11 Авг 2011 555 1
Как рассказывал режиссер Семен Аранович, для героев картины специально подбиралась наиболее острая ситуация, и потому ранее описанные в сценарии бомбардировщики были заменены на торпедоносцев. «Представьте себе: торпеду нужно сбросить с небольшой высоты и на строго определенном расстоянии от вражеского корабля. В зоне наиболее интенсивного зенитного огня. Торпедоносец должен был летать перпендикулярно курсу корабля строго по прямой, и все, кто по нему в этот момент стреляли, знали, что у него нет возможности маневра: можно целиться, как в тире. Их практически не осталось в живых никого…»
Семен Давыдович, сам в войну служивший штурманом в Заполярье и на Соловках, был страстно увлечен авиацией. В 1966г. он снял документальный фильм «Люди земли и неба» о летчике-испытателе, герое Советского Союза Юрии Гарнаеве, в 1969г. – ленту о девушках-летчицах «1100 ночей». Аранович начинал свою кинематографическую карьеру именно как документалист, с тонким мастерством им созданы киноочерки о Горьком, Шостаковиче, Александре Коллонтай. «Работая в документальном кино, особенно остро чувствуешь время. Острее, чем в игровом», - говорил он. С появлением трагической вести о смерти Анны Ахматовой, режиссер немедля, вооружившись камерой, отправился в Петербург. Именно благодаря Арановичу у нас есть свидетельство последнего пути прекрасной поэтессы. Впоследствии он стал автором и большого документального фильма о ней.
В ряде своих игровых картин, в том числе в "Торпедоносцах" Семен Аранович экспериментировал с использованием фрагментом кинохроники, так искусно перемешивая реальности документа и вымысла, что одну становилось непросто отличить от другой. «Меня нередко спрашивают и о том, где мы взяли немецкие корабли и немецкую корабельную артиллерию времен войны (это хроника!), и наоборот, как нам удалось «вмонтировать» лица современных актеров в хроникальные кадры торпедных атак (это были полностью игровые, снятые нами эпизоды)», - признавался режиссер.
При всем при этом в фильме видов боя, как такового, не так-то и много. Зато полно того, что сейчас называют гэгами, блестящих диалогов, каких-то невероятных почти сюрреалистичных моментов – вроде приезда в поселок летчиков цирка лилипутов, чудесных мелодий 40-х, и настроения, настроения, настроения веселых живых людей – пока еще живых, вечно живых…
«Торпедоносцы» - один из лучших, если не лучший фильм Семена Арановича. Но помимо личности режиссера он интересен участием в его создании и других замечательных персоналий. Так сценарий был написан на основе военных повестей Юрия Германа, отца режиссера Алексея Германа. Автор сценария – супруга Алексея Юрьевича Светлана Кармалита. «Торпедоносцы» снимались почти одновременно с картиной режиссера Германа «Мой друг Иван Лапшин», также основанной на прозе Германа-отца, только довоенной, на одной и той же киностудии «Ленфильм». Законченный в 1982 «Лапшин» надолго лег «на полку», «Торпедоносцев» же удалось отстоять у советских цензоров с небольшими поправками. По словам актера Александра Филиппенко, сыгравшего в обоих фильмах, решающее влияние при утверждении картины Арановича оказало участие в просмотре специально приглашенных режиссером ветеранов войны, служивших на Северном флоте. «И только закончился просмотр фильма, они сказали, что вот так на войне и было. Рядом и любовь, и смерть, и разговоры, на кухне борщ, каша, сообщение о гибели…» - рассказывал актер.
Похожие статьи
Просмотров: 555 | Добавил: KaPacb | Рейтинг: 5.0/1 Пожаловаться на материал Добавить в закладки
Сохраните в социальную сеть:
Всего комментариев: 1 | |
| |