Двенадцать
02 Май 2013 222 0
В основу фильма «Двенадцать», и это — ни для кого не секрет, легло произведение американского писателя Реджинальда Роуза «Двенадцать разгневанных мужчин». Книгу эту уже однажды экранизировал известный голливудский режиссер Сидни Люмит (помнится, там еще играл почти родной советскому зрителю Джек Леммон), а уж ставили на сцене театров — от Парижа до Бродвея — бессчетное количество раз.
Я сам, признаться, книгу не читал — но в на театральную постановку однажды попал. Дело было в Новом Драматическом, а председателя играл великий Вячеслав Невинный. Кстати, в одной из ролей был задействован его сын — тоже неплохой, хотя, увы, и не такой известный, как его легендарный отец, актер — но речь не об этом. Речь о том, что выбран идеальный для вариаций сюжет — в помещении собрались 12 присяжных заседателей, чтобы вынести вердикт по делу, которое изначально кажется плевым. 11 из 12-и голосуют категорично — «виновен», и лишь последний говорит «нет». Он не заявляет однозначно, что подсудимый не виноват, отнюдь. Он просто сомневается. Он не может просто так, словно выкурить сигарету, отправить на тот свет живого человека. И тогда он предлагает — давайте просто еще чуть-чуть останемся здесь и поговорим. Я попробую убедить вас, а вы — меня. И если вы меня убедите — я тоже скажу «виновен».
11 взрослых мужиков разного калибра против одинокого, сомневающегося в своей правоте человека. Казалось, исход ясен, как ясна и вина подсудимого — но в итоге, и это тоже — не секрет, в конце все 12 голосуют за оправдательный приговор.
Всё. Дальше — все в руках режиссера. Одно помещение, одно начало и один конец, к которому можно приходить тысячей, миллионом способов. Идеальный случай для римейков — а уж хорошим или плохим окажется очередной вариант, зависит от постановщика. Постановщиком фильма «Двенадцать» оказался самый гениальный режиссер нашей с вами российской современности, Никита Михалков, гордость эпохи.
Если я и ерничаю, то совсем немного. Как режиссер, Никита Сергеевич давно прославил себя и слава эта не зря увековечена золотой статуэткой американской киноакадемии. Но в последнее время, увы, получается так, что фильмы, которые снимает или курирует Михалков, выглядят тронами для его собственного величия. Или ковровыми к нему, величию, дорожками.
На наше с вами счастье, в фильме «Двенадцать» роль для себя, любимого, режиссер выбрал самую неприметную. И триумфальный выход, хоть без него и не обошлось, произошел лишь в самом конце. А так — нам оставалось лишь наслаждаться игрой других актеров — отличных актеров — и постановкой — отличной постановкой.
Чеченский юноша, почти подросток, убивает своего приемного отца — майора спецназа в отставке, участника первой чеченской кампании. Убивает ножом, который многие у него видели. Убивает с шумом, чему есть свидетель — сосед снизу. Более того — саму сцену убийства видела женщина из дома напротив. Доводы обвинения безупречны. Доводы защиты бессмысленны. Суд присяжных удаляется на совещание, исход которого ясен всем. Или почти всем…
А далее… Далее мы становимся свидетелями даже не драмы, а целой связки драм. Так уж получилось, что у каждого из двенадцати есть причины и обвинить пацана и… Оправдать его. У каждого — своя история, прямо или косвенно увязанная с происходящим в этом суде, каждый — в неладах со своей совестью. Монолог каждого берет за душу — крепко, до мурашек. В нем нет ни фальши, ни лжи, ни сказок — все, о чем два часа ведут разговор двенадцать разгневанных мужчин — про нас. Про нашу страну, про нашу жизнь. И любую из историй мы либо пережили сами, либо уже слышали из чьих-то, не совсем чужих, уст.
Пожалуй, это — лучший из фильмов, который мне доводилось смотреть в последнее время. И — один из лучших за вообще все время с тех пор, как я начал смотреть кино.
Оценка фильма: 9/10
Стоит ли смотреть: Однозначно
Похожие статьи
Просмотров: 222 | Добавил: chelseareal | Рейтинг: 0.0/0 Пожаловаться на материал Добавить в закладки
Сохраните в социальную сеть:
Всего комментариев: 0 | |