Дориан Грей
12 Авг 2011 590 0
Сюжет романа прост и загадочен одновременно. Главный герой продает душу дьяволу за вечную молодость и красоту. Портрет Дориана Грея написанный талантливым художником Бэзилом Холлуордом становится отражением души главного героя. Под влиянием Лорда Генри, который выступает в роли искусителя, Дориан опускается на дно порока, зритель становится свидетелем разложения души человеческой, когда нормы морали и нравственности не имеют ценности и не удерживают от подлости. Поведение, подобное такому, неприметно оставляет следы на внешности человека, в его взгляде, выражении лица, улыбке. Но внешность Дориана неизменна, лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой; портрет же изменился чудовищно, он - отражение души Дориана, его истинное лицо. "Портрет Дориана Грея" - это драма, драма души человеческой, драма всего общества.
Экранизация любого произведения литературы, а особенно если это достояние мировой культуры, задача не из легких. Часто сценаристы и режиссеры пытаются адаптировать роман к съемкам, сделать его более ярким, острым, перенести мысли и чувства героев с бумаги на пленку за счет музыки, декораций, мимики, жестов и т.д. Иногда удачно иногда нет. Один из распространенных приемов режиссеров завладеть интересом зрителя с самого начала фильма - это начать фильм с середины, вырвав один или несколько эпизодов завязки, а затем вернуться в начало. Этот прием все же был не уместен в этой картине. Зритель должен был проследить процесс разложения, развращения человеческой души от начала и до конца, мы должны были сначала полюбить и восхититься Дорианом как художник Бэзил Холлуорд и постепенно поведение героя должно разочаровать нас и вызвать отвращение. О. Паркер же показал жестокость убийства в самом начале фильма, чем вызвал отвращение к герою с первых минут.
При съемках фильма основная сюжетная линия романа осталась не тронутой, но детали романа изменены до неузнаваемости (первый разговор лорда Генри и Дориана, первая встреча с Себилой Вэйн, разочарование в актрисе, смерть Сибилы Вэйн, момент, когда и как Дориан узнал о ее смерти, сокрытие убийства Бэзила Холлуорда, смерть Джеймса Вэйна и т.д.).
"Подмена" героя с моей точки зрения скорее разочаровала зрителя, чем приятно удивила. Дориан Грей Уайльда обладал "ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта". Актер Бэн Барнс, сыгравший вечно молодого Дориана обладает явно противоположными чертами внешности - брюнет вместо блондина, прямые волосы вместо кудрей, взгляд карих орлиных глаз вместо ясных голубых и т.д. Уайльд стремился показать яркий контраст между внешностью героя - детской и невинной - и его поступками - низменными и подлыми. Эта цель автора романа прошла мимо режиссера фильма. Режиссер, по какой то причине, ограничил характер Дориана сексуальной развращенностью во всех ее проявлениях. Дориан Уайльда был тонким ценителем искусства, его увлекали то музыкальные инструменты, то драгоценные камни, то необычные редкие ткани. Пороки "литературного Дориана Грея" сводились не только к разврату и курению опиума, подлость и низость его поступков влияла и ломала жизни других людей: женщины считались опозоренными, недостойными светского общества, замужества, мужчины опускались на дно жизни, погрязали в разврате, пьянстве. "Про вас говорят, что вы развращаете всех, с кем близки, и, входя к человеку в дом, навлекаете на этот дом позор" - Бэзил Холлуорд о Дориане Грее.
Основной ошибкой сценариста и режиссера, на мой взгляд, стала ограниченность жизненных событий Дориана Грея сексуальным развратом. Мы не увидели его влияния на судьбы других людей, не увидели, что он несет лишь боль и разрушение, а пьянством и развратом сегодняшнего зрителя удивить сложно.
Однако хочется отметить удачное отступление от романа в конце фильма. Любовь Дориана Грея к дочери Гарри (которой в романе О.Уайльда не было вообще) выступает в качестве наказания, возмездия за его грехи. Его раскаянья и муки приятны зрителю. Человеческая натура жаждет мести, до которой не опустился Уайльд, он не дал читателю позлорадствовать, а О. Паркер - дал. Хорошо это или нет, решать зрителям.
Актерская игра порадовала своей близостью к героям романа. Лорд Генри (Колин Ферт) - "циник на словах" (Никогда не говоришь ничего нравственного и никогда не делаешь ничего безнравственного - Бэзил Холлуорд о лорде Генри)- личность сложная и противоречивая. С одной стороны он вовлекает Дориана в пучину разврата, но с другой сам не опускается до подлостей, а к концу фильма сам ужасается "своему творению". Бэзил Холлуорд (Бен Чаплин)- творец искусства, замкнутый гений, он любил Дориана Грея и восхищался им; глубокое разочарование и трагический конец становятся платой за его любовь. Сибила Вэйн (Рэйчел Херд - Вуд) - символ чистоты, любви и преданности, первая любовь и первая жертва Дориана Грея. И, наконец, Дориан Грей (Бэн Барнс) - символ похоти и разврата, надо признать, что образ Бэну удался. В начале фильма он умиляет нас своей детской наивностью, неуверенностью в себе. К середине - Бэн отлично входит в притягательного грешника, его любишь, ненавидишь, его поведение отвратительно, его раскаянье и муки совести приятны и упоительны.
О фильме сложилось довольно противоречивое мнение. Тем, кто читал роман Оскара Уайльда фильм покажется ограниченным, тем, кто не читал - фильм произведет более яркое впечатление. Это фильм о характерах, о психологии, фильм о людях, их страстях и их муках. Кому интересно, добро пожаловать в мир Дориана Грея.
Похожие статьи
Просмотров: 590 | Добавил: WisKaS | Рейтинг: 0.0/0 Пожаловаться на материал Добавить в закладки
Сохраните в социальную сеть:
Всего комментариев: 0 | |