Бакиев не смог остановить собственную "демонизацию"
Опасность погромов
Из Киргизии поступают сообщения о погромах, учиняемых бандами разбушевавшейся молодежи, о грабежах магазинов и квартир. Способна ли будет новая власть, в руководстве которой мелькают знакомые по событиям 2005 года фамилии, взять ситуацию под контроль? Со стороны взявшего власть «правительства народного доверия» пока поступают противоречивые сообщения, некоторые из которых имеют явно популистский характер. Так, глава этого правительства Роза Отунбаева обещает внести изменения в Конституцию (хотя непонятно, какой же орган будет одобрять эти изменения – ведь парламент страны новой властью распущен), звучат обещания вообще отменить тарифы на газ и электроэнергию.
Все эти события, конечно, не работают на имидж Киргизии, до недавнего времени считавшейся «оазисом демократии» в Средней Азии.
Временное правительство Киргизии сообщило о дальнейших планах
Власти соседних стран СНГ торопятся закрыть свои границы с проблемной страной, а СМИ соседних Узбекистана и Туркменистана обходят события в Бишкеке молчанием – как будто боятся «заразиться» нестабильностью.
Виновата ли демократия?
Но точно ли виновата в происшедшем демократия? В последние годы своего правления Курманбек Бакиев явно пытался перейти к авторитарной модели управления страной. Был избран «карманный» парламент, где 74 места из 90 принадлежали Ак жол – партии власти. Проводились аресты оппозиции, вводился контроль за Интернетом и даже за телефонными разговорами. Не помогло.
В чем же были главные ошибки Бакиева? Никакой мягкости в отношении бунтовщиков, в которой часто обвиняли его предшественника Аскара Акаева, потерявшего власть при аналогичных обстоятельствах 24 марта 2005 года, Бакиев не проявил. Если Акаев использовал против возмущенных толп полицейских с дубинками и переодетых в спортивную одежду сотрудников частных охранных фирм, то подчиняющиеся Бакиеву подразделения спецназа во время бунтов несколько раз открывали огонь на поражение. Погибли 74 человека, но крушения режима стрельба не предотвратила, она даже не отложила его. Как и в 2005 году, власть рухнула за один день. Не помогли и аресты. Наоборот, именно арест 6 апреля оппозиционного лидера средней значимости Болота Шерниязова в провинциальном городе Таласе сыграл роль спускового крючка для восстания. Значит, ошибки Бакиева следует искать в другой, не «силовой», сфере.
Хождение по граблям
Российский премьер Путин отметил, что Курманбек Бакиев, возможно, наступил на те же самые грабли, что и его предшественник Аскар Акаев, допустив в экономике и в государственном управлении страны семейственность. Безусловно, тот факт, что сын президента, 32-летний Максим Бакиев, стал главой Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), не прибавил популярности президенту.
Чашу народного гнева пополнил и младший брат президента Жаныш Бакиев, ставший начальником службы охраны президента. Какова была степень реального влияния этих людей на экономику и политику страны? Может быть, она и не была такой огромной, какой ее представляют лидеры победившей оппозиции. Но своей закрытостью (Максим Бакиев дал интервью несколько раз в жизни), отсутствием легальной и проверенной информации об имуществе и влиянии родственников президента, власть позволила оппозиции демонизировать Максима и Жаныша.
Теперь вопрос об обоснованности или необоснованности обвинений против них уже не имеет значения – важен результат. На фоне бедственного положения лишенного работы и сбережений населения слухи о шикарной жизни семьи президента распространялись, как степной пожар.
Ошибки президента
Что могла сделать власть? Невозможно изменить географию и историю: Киргизия еще долгие годы обречена быть бедной страной. У нее нет ни природных ресурсов, ни выгодного транзитного положения. Она не является важной для великих держав страной региона ни из-за большого населения (как Узбекистан), ни из-за газовых месторождений (как Туркменистан и Казахстан), ни из-за пограничного в Афганистаном положения (как Таджикистан). Стараниями бывшего президента Акаева удалось убедить американцев разместить в аэропорту Манас военную базу, но и это «благословение» оказалось с горьким привкусом из-за недовольства России.
Сделать страну богатой администрация Бакиева не могла, но проводить более последовательный курс на демократизацию и сотрудничество с Россией было вполне возможно. Но Бакиев предпочел пойти по пути некоторых других среднеазиатских республик. Вместо того, чтобы путем открытого обсуждения снять все вопросы, власть пошла на ограничение доступа населения к СМИ. Общественное недовольство стало нарастать с середины марта, когда был ограничен доступ к независимым сайтам Фергана.ру и Центразия.ру, а в эфире государственного телеканала не вышла традиционная вечерняя передача Би-би-си. В итоге стала нарастать волна слухов.
Неопределенная политика Бакиева в отношении американской базы в Манасе (сначала данное в Москве обещание закрыть ее, а потом приостановка выселения американцев якобы из-за возникших в парламенте сомнений) не добавила Бакиеву друзей за рубежом. При Акаеве бедность микшировалась открытым обсуждением проблем и политической конкуренцией в парламенте, при Бакиеве даже этого скромного утешения у народа не осталось.
Еще в 2007 году Бакиев объявил о намерении создать в республике «партию власти». На выборах 16 декабря 2007 года вышеуказанная партия под названием Ак жол взяла 74 мандата из 90 – как теперь выясняется, не без помощи избирательных комиссий. Оставшиеся 16 голосов оказались поделены между киргизскими аналогами КПРФ и «Справедливой России», а популярной партии Ата-мекен во главе с экс-спикером парламента Омурбеком Текебаевым мест вообще не осталось.
Не находя выхода в политической борьбе, недовольство накапливалось, как кучка пороха в пороховой бочке, – и в конце концов эта бочка взорвалась менее чем через месяц после ограничения оппозиционных СМИ. В итоге Омурбек Текебаев стал одним из заместителей председателя пришедшего к власти временного правительства. Радоваться демократам, однако, нечему: парламент этим самым временным правительством распущен. Как показывает пример самого Бакиева, пришедшего к власти на волне «тюльпановой революции» 2005 года, каждая новая «цветная революция» в Киргизии приводит к власти правительство еще менее демократическое, чем предыдущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Скачивайте бесплатно похожие книги
Просмотров: 475 | Добавил: GGOMER | Рейтинг: 5.0/1 Добавить в закладки
Рекомендуем для скачивания
Если ссылки к файлу устарели, пожалуйста, сообщите нам в комментариях.
Напишите комментарий к книге Бакиев не смог остановить собственную "демонизацию":
Всего комментариев: 0 | |